— Оставляйте здесь сумки, телефоны, там они вам не понадобятся, — говорит Айгун Сулейманова, организатор второй площадки невизуального восприятия Blackvist . Участников восемь, считая меня. Мы надеваем маски, которые полностью закрывают обзор, и нас, ослепших , ведут в темные комнаты.
Поначалу смешно: я выставляю руки вперед, натыкаюсь на кого-то, ничего не понимаю. Попытка выглянуть из-под маски не дает ничего: вокруг темнота. Чей-то голос объявляет: Слева от вас есть полки. На них стоят два горшочка. В одном из них ключ от двери. Найдете его — пойдете дальше .
Вожу руками по воздуху, пытаясь найти это слева . Наконец натыкаюсь рукой на полки. Они пусты. Впереди кто-то выкрикивает: горшок! На пол начинает сыпаться крупа, когда люди пытаются найти в горшочке ключ.
— Дайте мне, я тоже хочу, — говорю я и начинаю рыться рукой в содержимом сосуда — судя по запаху, это гречка.
— Нашла! — кричит девочка где-то впереди меня.
— Дверь здесь, — отвечают ей справа.
Слышу, как засовывают ключ в замочную скважину, долго ковыряются там, а потом все-таки открывают. Пытаюсь понять, куда идти, во мне просыпается страх отстать и потеряться в темноте. Врезаюсь в дверь, не могу найти проем, наконец чья-то рука вталкивает меня в новую комнату. Иду на ощупь, все время кажется, что вот сейчас я воткнусь в ступеньку, и мне придется лезть наверх. Останавливаемся. Нам предлагают снять маски, что не дает эффекта, — я не вижу вообще ничего. Вожу рукой у себя перед глазами, умом понимая, что она совсем близко от лица, но не различаю ее в темноте.
В это время впереди стоящим на руки дают цифры — такие обычно клеят на входную дверь в качестве номера. Нужно понять, что это за число. Кто-то, потрогав, говорит, что это 3, кто-то — 4, версии есть разные, но наконец дают правильный ответ: 51. Экскурсовод спрашивает, с чем связано это число в литературе. Все молчат. Экскурсовод дает подсказку: оно из Булгакова. Кто-то догадывается, что это номер нехорошей квартиры .
— Правильно, — отвечает экскурсовод и приглашает нас в путешествие по этой самой квартире.
Заходим в следующую комнату. Другой голос откуда-то снизу рассказывает нам загадку. Суть ее сводится к тому, что нам нужно найти на столе четыре ингредиента, которые пахнут за версту , и пятый, живой . Но сначала нужно найти сам стол. Перемещаясь по комнате, я понимаю, что столов несколько. На одном из них мы с какой-то девушкой собираем матрешки, наощупь соединяя их по размеру. В это время в другом конце комнаты в тазике смешивают найденные где-то специи. Голос снизу напоминает, что нам нужно еще отыскать живое .
— Тут сушки! — говорит кто-то.
— А они когда-нибудь были живыми? — спрашиваю я.
На полках отыскиваются куриные лапки.
— По-моему, им уже много времени. — замечает нашедший.
— Погодите, а там четыре специи-то? — раздается вопрос в тот момент, когда люди начинают смешивать ингредиенты.
— Да какая разница, темно же! Сыпь давай! — отвечает кто-то. Все смеются.
— Быстро, все в дверь! — кричит кто-то, когда со специями покончено.
— А где дверь-то. — я начинаю паниковать, но в конце концов цепляюсь за кого-то и иду по коридору вперед. Мы оказываемся в другой комнате, и я с удивлением понимаю, что вижу что-то кроме темноты. И это меня нисколько не радует, потому что в нашу сторону движутся две звериные лапы, светящиеся слабым зеленым светом. Умом понимаю, что это человек, но все равно становится жутковато.
Задание в этой комнате ставит меня в тупик: в большом ящике нужно найти мягкую игрушку-панду и отдать ее девочке. Коллективно пытаемся выведать у ведущего, какого размера игрушка, потому что никто не понимает, какова будет панда на ощупь. В итоге мы все же справляемся с заданием и выходим на свет . Я сразу начинаю щуриться, все кажется очень ярким. Посмотрев на часы, удивляюсь: оказывается, прошло 40 минут, а казалось, что около 20.
Что такое Blackvist ?
Blackvist — это уникальный проект студентов педагогического университета, который должен помочь преодолеть барьер между зрячими и незрячими людьми. Невидимая выставка позволяет посетителям совершить путешествие в темноту, чтобы с помощью четырех органов чувств найти дорогу и понять, что их окружает. Экскурсоводами являются незрячие или слабовидящие люди, которые сопровождают посетителей на протяжении всего путешествия.
Айгун Сулейманова рассказывает, что идея родилась еще в году. Однажды она наткнулась в Интернете на статью Один день из жизни незрячего человека , про то, как он живет, готовит, считает деньги на остановке. Айгун решила сделать что-то подобное, но интерактивное. Выяснилось, что в Германии есть похожие проекты, но она решила воплотить свою идею в жизнь в несколько другом формате.
Зачем это нужно?
Айгун Сулейманова утверждает: чтобы создавать удобную среду для инвалидов, нужно не понаслышке знать о проблемах людей с ограниченными возможностями. Соответственно, проект может быть полезен архитекторам и дизайнерам, которые хотят заниматься разработкой таких проектов.
По ее словам, суть проекта как раз в естественности — повязки на глаза нужны только во время входа в лабиринт. Остальное проводится в полной темноте, где ничего не видят ни экскурсоводы, ни участники. При этом последним не мешает на глазах повязка, а значит, внимание полностью сосредотачивается на происходящем.
— С одной стороны, — говорит Айгун, — это площадка для преодоления барьеров, с другой — вид досуговой деятельности. Это место, куда можно пойти и с пользой провести время. В темноте у людей чувства обостряются, развивается эмпатия, увеличивается ответственность. Включается инстинкт самосохранения. Также начинаешь обращать внимание на то, как ты говоришь. Мы предполагаем еще проводить тренинги в темноте. В принципе, к этому все готово. Тренинги будут проводить психологи, конечно.
— За границей есть подобные проекты. Но наш сильно отличается от них содержанием, — продолжает она. — В России такого больше нигде нет. В Москве есть тренинги Диалоги в темноте , но они проводятся, потому что это коммерчески выгодно. У нас же это преследует скорее социальную цель. Мы попытались смоделировать городскую среду, какой она является для незрячих людей.
Пока проект открывается раз в год, в зависимости от нахождения помещения, говорит Айгун. В этом году ТГПУ предоставил нам помещение библиотеки. Здесь были трудности, связанные с затемнением больших окон. Даже подвальные помещения нужно затемнять, потому что любой, даже самый маленький, источник света рушит все впечатление , — поясняет она.
Группы набираются небольшие, всего по шесть-восемь человек, так что записываться надо заранее. Это делается, чтобы обеспечить максимальное погружение в среду. Самое интересное, что человек, попадая в ситуацию, где он становится почти беззащитным, начинает испытывать гораздо большую потребность в людях, нежели в обычных ситуациях. В нашей группе буквально за первые минуты установилась дружеская обстановка, мы общались и шутили так, будто давно знакомы. Выйдя же, все стали вести себя как обычно, перейдя за черту вежливой отчужденности.
В команде Blackvist работают в основном незрячие и слабовидящие люди. Несмотря на то, что некоторые считают, что это эксплуатация инвалидов, организатор выставки уверена: такая работа полезна в обе стороны. Участники имеют возможность почувствовать себя в чужой шкуре, что может помочь им лучше понять, что чувствуют люди с ограниченными возможностями, с какими трудностями сталкиваются, а сами незрячие получают простое человеческое общение.
Проект Blackvist — путешествие в темноте будет работать в корпусе ТГПУ на проспекте Комсомольском, 75, до 8 июля. Все желающие могут побывать там, предварительно записавшись по телефону 8-952-889-80-94. Вход — 250 рублей, студентам — 200.
Распечатать Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!
статьи
С широко закрытыми глазами: «Невидимая выставка» помогает познать себя и других
09:21, 18 июня г.
С начала июня в Томске проходит необычная невидимая выставка под названием Blackvist. За интригующим названием кроется очень серьезное содержание: в процессе интерактивного путешествия люди погружаются в мир непривычных для них чувств и ощущений и пересматривают свое отношение к себе и окружающим.
Посетители этой выставки действительно почти ничего не видят. Им предстоит знакомиться с экспозицией, руководствуясь всем чувствами Кроме зрения. С помощью обоняния, осязания и слуха гости выставки пытаются увидеть предметы, расположенные в четырех инсталляционных комнатах – спортзале, детской, творческой и на кухне. Поначалу двигаться в кромешной темноте страшновато, кажется, что ты отстанешь от экскурсовода и остальных посетителей и так и останешься блуждать в лабиринтах незнакомых помещений. Потерявшая краски реальность, обретает формы, порой весьма неожиданные. И далеко не всегда по форме или по запаху можно опознать привычные предметы. Правда, со временем участники мероприятия немного осваиваются и даже осмеливаются выполнить несложные задания: пройти по мостику, забросить баскетбольный мяч в корзину, собрать матрешку или отыскать среди множества продуктов гречневую крупу и насыпать ее в кастрюлю (которую предварительно тоже нужно найти среди всей кухонной утвари).
Проект Blackvist придуман и реализуется командой студентов Факультета экономики и управления Томского государственного педагогического университета. Главная цель акции - создать платформу, ликвидирующую барьер в общении между зрячими и людьми, имеющими проблемы со зрением. В черных комнатах зрячими людьми руководят незрячие и слабовидящие экскурсоводы. В этом непривычном для обычного человека мире кромешной темноты они чувствуют себя спокойно и уверенно и становятся надежными проводниками для зрячих людей.
- Я полтора года занимаюсь научной деятельностью, посвященной социальной проблематике людей с инвалидностью. Также я состою в Enactus - международной некоммерческой организации, которая помогает студентам реализовывать собственные социальные или коммерческие проекты, - рассказывает организатор проекта Айгун Сулейманова. - Идея выставки родилась, когда я прочитала статью Один день из жизни незрячего человека : как он встает, выходит на улицу, садится на автобус, отсчитывает деньги. Для здорового человека это элементарные действия, а попробуйте сделать это в кромешной темноте. Одно из заданий нашей выставки – пересчитать на ощупь монеты. Наши экскурсоводы с этим легко справляются. Они вообще могут делать многое, что не умеют обычные люди – например, набрать SMS не вытаскивая телефон из своего кармана. Нам хотелось бы этим проектом показать людям, что у людей с ограниченными возможностями на самом деле можно еще многому поучиться.
Научиться всего лишь за час интерактивного путешествия здесь действительно можно многому: развить свое чувство эмпатии, интуицию, повысить ответственность, научиться по-другому общаться с окружающими, отказаться от привычных стереотипов.
- В темноте все чувства у людей обостряются, активизируется все остальные органы чувств, включается инстинкт самосохранения, повышается ответственность – как бы никого случайно не ударить, - говорит Айгун Сулейманова, - Мы не видим мимики окружающих и потому начинаем внимательнее вслушиваться в то, как они говорят.
Да и само общение с незрячими и слабовидящими людьми – теми, с кем мы почти не сталкиваемся в обычной жизни – открывает для участников акции новый мир. Посетители выставки получают возможность увидеть своего проводника только в самом конце путешествия. Для многих становится абсолютной неожиданностью то, как он выглядит. Иногда экскурсоводы проводят эксперимент: в темноте просят описать их внешность или сами рассказывают о том, как выглядят участники. И просто удивительно, с какой точностью слабовидящие и слепые люди угадывают внешность окружающих их людей.
Увидеть что-то на этой выставке все же можно. В последнем помещении находится небольшая экспозиция, представляющая предметы, которыми пользуются незрячие люди – говорящий калькулятор, трость, часы, время по которым можно определять на ощупь книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом азбуку Луи Брайля и другие вещи. Здесь же висят портреты людей, которые, несмотря на слепоту, смогли реализоваться как творческие и общественные деятели: харьковского художника Дмитрия Дидоренко, известного музыканта Стиви Уандера и французского тифлопедагога, изобретателя рельефно-точечного шрифта и нотописи Луи Брайля. Отдельный стенд представляет картины и поделки, выполненные учениками томской школы-интерната № 33, предназначенной для обучения слепых и слабовидящих детей.
Проект готовился около года. Все экспонаты выставки (а их немало) были выделены спонсорами – фирмами и магазинами Томска. Blackvist пользуется большой популярностью, организаторы постоянно получают сообщения о том, что необычное мероприятие мечтают посетить даже жители других городов.
- Нам поступили предложения из Новосибирска и Красноярска, реализовать подобный проект в этих городах, - говорит Айгун, - И мы, и наши экскурсоводы, хотели бы, чтобы это получилось. И, конечно же, мы будем продолжать работать в Томске.
Пока место дислокации Blackvist а – 8 корпус ТГПУ, здесь невидимая выставка проработает до 5 июля. Однако организаторы надеются, что с сентября Blackvist получит постоянную прописку в центре города, а сама экспозиция расширится, станет еще разнообразнее, глубже и интереснее.
Социальный проект томских студентов уже получил всероссийскую известность: Blackvist был удостоен кубка победителей сначала межрегионального, а потом и национального конкурса Enactus.